Культура

Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

Фото Олимпия Орлова | Электротеатр Станиславский

В июле этого года исполнится 10 лет с момента, когда Борис Юхананов был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Константина Станиславского. Юбилейный год выпал на время, которое не хочется описывать банальными эпитетами, а небанальных не подобрать; и все же в это время Юхананов входит создателем нового, хрупкого и тонкого творения – оперного сериала «Нонсенсорики Дримса».

Интендант и режиссер

Унаследовав лежавший в руинах драматический колхоз имени Станиславского, Юхананов вместе с Мариной Андрейкиной (директором театра в 2013-2015, ныне советником худрука) и Ириной Зотовой (следующим и нынешним директором) провел тотальную реконструкцию и ребрендинг. Весь предыдущий репертуар ушел на списание, и 25 января 2015 зрители премьеры «Вакханок» Теодороса Терзопулоса увидели радикально новый театр – Электротеатр «Станиславский». Да, новое название отдавало долг находившемуся в этом здании до революции кинозалу, но коннотаций у электричества куда больше: это и про технический прогресс, и про нервную проводимость, и про свет во всех смыслах, и про шоковую терапию. Nomen est omen: спектакли Электротеатра созвучны месседжам, заложенным в его названии.

Юхананов первым в России пригласил к сотрудничеству трендового режиссера Ромео Кастеллуччи – 18 июля 2015 состоялась премьера спектакля «Человеческое использование человеческих существ». В том же году вышел «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса. Филипп Григорьян ставил здесь «Тартюфа» (2016), Константин Богомолов – нашумевшую «Волшебную гору» (2017).

А еще Юхананов диверсифицировал драматическую специализацию своего театра, разбавив репертуар музыкальными спектаклями – ультрасовременными операми. Часть из них поставил он сам. В их числе «Галилео. Опера для скрипки и ученого» (2017) с музыкой пяти композиторов – Сергея Невского, Кузьмы Бодрова, Дмитрия Курляндского, Кирилла Чернегина и Павла Карманова; спектакль стал лауреатом премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Современная музыка». Кроме того, это «Октавия. Трепанация» (2019) Курляндского – спектакль, получивший 8 номинаций на «Золотую маску» (впервые за лучшую женскую роль в опере был номинирован вокальный ансамбль) и выигравший две из них (работа композитора, работа художника Степана Лукьянова), не считая специальной премии жюри музыкального театра (за работу Арины Зверевой в партии Призрака Агриппины). И, конечно, это оперный сериал «Сверлийцы», о котором чуть позже.

В числе опер, поставленных в Электротеатре приглашенными режиссерами: «Проза» Владимира Раннева (2017) в постановке самого композитора – спектакль-лауреат премии Casta Diva, театральной премии газеты «Московский комсомолец» и премии Ассоциации музыкальных критиков; «Книга Серафима» Александра Белоусова (2020), тоже в постановке композитора – 8 номинаций на «Золотую маску»; «Curiosity» Николая Попова (2022) в постановке Алексея Смирнова.

Итого на десять лет Москва обрела уникальную площадку: авторский, обладающий собственным уникальным лицом, современный музыкальный/драматический театр – островок эскейпистского созидания, технологичной и концептуальной игры в бисер. И Борис Юхананов – оплот его.

Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

Снятся ли Электротеатру электроовцы? Оперный проект «Нонсенсорики Дримса»

Борис Юхананов. Фото Олимпия Орлова

Электро-Кинопоиск

Юхананов любит работать крупными блоками и разветвленными командами – еще начиная с видеоромана «Сумасшедший принц» (1986-1993) на 1000 видеокассет. Электротеатр стал уникальной площадкой, выпускающей проекты формата сериалов: по сути, первым оффлайн-кинотеатром такого рода. В драме это «Орфические игры. Панк-макраме» (2018) в 12 спектаклях, над которыми работали 100 молодых режиссеров из Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-5) Юхананова, а также «МИР РИМ» (2022) из 21 спектакля в постановке участников следующего выпуска (МИР-6). Да и первой собственной премьерой худрука в Электротеатре стала трилогия «Синяя птица», уложенная в один вечер.

Опера+сериал – союз, сакрализированный Вагнером («Кольцо нибелунга») и десакрализированный телевидением (мыльная опера). Соответственно, подходить к нему равно оправдано и как к священному, и как к профанному. К счастью, сегодня ничто не запрещает совмещать самоиронию с самолюбованием, смешивать и взбалтывать китч и духовный поиск. Так появился коктейль под названием «Сверлийцы» – «оперный сериал в пяти вечерах и шести композиторах» по одноименному роману Юхананова, вышедший летом 2015. Дмитрий Курляндский, Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский с Алексеем Сысоевым, Владимир Раннев – в композиторском лайн-апе «Сверлийцев» не было проходных имен. Рассматривая каждый спектакль сериала отдельно, «Золотая маска» взяла в шорт-лист два эпизода, выдав им в совокупности 9 номинаций; получила премию художник по костюмам Анастасия Нефедова.

Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»