Дягилевский фестиваль: полная программа (23 июня – 2 июля 2023, Пермь)
Фото Марина Дмитриева, предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля
23 июня 2023 в Перми откроется Дягилевский фестиваль (художественный руководитель – Теодор Курентзис). В программе – симфонические и камерные концерты, оперные постановки, экспериментальные перформативные проекты, классическая и альтернативная музыка. Для жителей и гостей города будет работать фестивальный клуб, для студентов творческих вузов – образовательная программа. Билеты на события основной программы поступят в продажу 16 мая. Фестиваль продлится до 2 июля включительно.
Организатор Дягилевского фестиваля 2023 – Дягилевский фонд поддержки культурных инициатив. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках празднования 300-летия Перми. Самому Дягилевскому фестивалю, основанному в 2003-м, в этом году исполняется 20 лет.
ОПЕРА
Главным событием фестиваля 2023 станет премьера постановки на музыку двух сочинений Игоря Стравинского: «Персефона» и Симфония псалмов (1 и 2 июля). Это масштабное действо, в котором объединяются пение и декламация, танец и пантомима, видеоинсталляции и перформативные практики. В спектакле участвуют оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna, приглашенные артисты и перформеры. Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Теодор Курентзис, режиссер – автор премьеры прошлогоднего фестиваля De temporum fine comoedia Анна Гусева, за пластическое решение отвечает хореограф Анастасия Пешкова.
Вторая премьера Дягилевского фестиваля этого года – оратория Георга Фридриха Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (28 и 30 июня). Новую постановку оратории – в режиссерской версии Елизаветы Мороз – представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением Дмитрия Синьковского.
ПЕРФОРМАНС
Аудиоспектакль-променад «Персефона. До» (каждый день с 24 июня) – это пролог-предвкушение главного события фестиваля. Режиссер Евгений Маленчев и драматург Екатерина Августеняк отправят участников своего нового site-specific-проекта в затон Пермской судоверфи, куда в обычное время вход невозможен. Аудиоспектакль основан на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского. Встреча с Дягилевым, идея и история создания «Персефоны», «трагическое в изгнании» и другие темы станут основой аудиомистерии, разворачивающейся среди кораблей, доживающих последние дни посреди цветущей природы.
Постоянные соавторы греческого режиссера Теодороса Терзопулоса композитор Панайотис Велианитис и ведущая актриса-перформер театра «Аттис» в Дельфах София Хилл привезут в Пермь свою новую постановку «В память о Прометее» (25 июня) на основе трагедии Эсхила «Прометей прикованный».
Амбассадор татарского современного танца Нурбек Батулла, хореограф Марсель Нуриев, режиссер Туфан Имамутдинов и композитор Эльмир Низамов создадут кросс-жанровый перформанс Därdemänd (23 июня). На стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки они исследуют связь своего народа с родным языком, историей и мифом.
Действие экспериментального open-air-проекта «Поэма горы» (30 июня и 1 июля) в постановке Серафимы Красниковой развернется на набережной Камы. В партитуре композитора и звукового художника Дмитрия Мазурова используются фольклорные голоса, аккордеон и духовые в сочетании с dark-электроникой.
.Темой концерта Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) станут разные тактики взаимодействия текста, солиста и музыкантов-инструменталистов (29 июня). В программе: Алексей Сысоев – Mon aimée, ma belle Irène для баритона и ансамбля на текст Бориса Вильде из «Дневника и писем из тюрьмы»; Андреас Мустукис – L’ Adieu для сопрано, ударных, электропиано и электроники на тексты Гийома Аполлинера (мировая премьера); Владимир Раннев – «Вот такая любовь» для голоса, ансамбля и интерактивной электроники на анонимный текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» социолога Сергея Борисова.
Мультиперкуссионист Петр Главатских выстраивает программу своего концерта «Времена 300» (29 июня) вокруг идеи времени, объединяя традиционный пермский фольклор с латиноамериканскими ритмами и мелодиями Вивальди. Акусмониум – «оркестр громкоговорителей» – исполнит сочиненную Олегом Нестеровым пространственную композицию, в которой фрагменты киномузыки Олега Каравайчука собраны в 11 смысловых линий (25 июня).
На «Барокко-гала» (24 июня) оркестр La Voce Strumentale и Дмитрий Синьковский представят два главных достижения итальянской ветви высокого барокко: оперу-сериа и инструментальный концертный стиль.