«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»
В 2015 году рэп-исполнитель Оксимирон* выпустил альбом «Горгород», до сих пор находящийся в рейтинге 20 лучших рэп альбомов 2010-х годов по версии журнала The Flow, с чем согласны далеко не все. Но если покопаться, то в нём действительно можно найти много чего интересного. Релиз Мирона отмечают не только как первый концептуальный альбом русского рэпа, но и как одно из лучших произведений с полноценным сюжетом в музыкальной индустрии тех лет. В его завязке лежит история популярного писателя Марка, у которого были и уважение, и слава, и деньги, но, поддавшись влиянию политическо-оппозиционной игры, где его использовали как возможное орудие против тоталитарной системы, он был убит. Довольно типичный весьма антиутопический сюжет со своим героем-Уинстоном и злодеем чем-то схожим с «Большим братом» из оруэловского романа, но людям и такое понравилось, потому что в новинку, потому что не слышали подобного ранее.
*признан иноагентом на территории РФ
Обложка альбома «Горгород». За основу взята картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего
Но времена меняются и концептуальность уже не считается чем-то уникальным. В 2023 году альбому Оксимирона* исполнилось 8 лет, и многие фанаты ожидали продолжения, ожидали глоток свежего воздуха, но ожидания не оправдались. Тогда же входит в «игру» постмодернист всея русского рэпа Слава КПСС, с которым у Оксимирона* уже давно непростые взаимоотношения. Итак, Слава открыл фонд пожертвований, насобирал достаточно денег и объявил о том, что «Горгороду 2» быть. Под авторством Славы вышел альбом, который оказался весьма тепло принят, и по всем ожиданиям — сатирическим, гротескным, ироническим. Сейчас альбому «Горгород 2» — год. И в честь недавнего дня рождения пластинки мы попытаемся заново посмотреть на подход Славы КПСС и сказать, чем же альбом выделился на фоне оригинального, почему до сих пор остаётся в чарте прослушиваемых и как на восприятие слушателя повлияла сатира.
-
«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»
-
Нет героев: в русском рэпе кризис
Читайте также
В июле 2023 Горгороду 2 даже удалось обогнать оригинальный альбом в чартах Apple Music
Итак, альбом по большей части сатирический и продолжает сюжет первой части, но в совсем неожиданной манере. Марк, вопреки событиям первой части, не умер, а лишь впал в кому. Начинается альбом как раз с момента, когда герой выходит из комы и понимает, что мир вокруг изменился: бывший мэр города стал оппозиционером, а главный оппозиционер Гуру — мэром. Если по началу альбома ещё можно сказать, что это лишь продолжение аллюзии на современный пугающий мир, то в ходе дальнейшего прослушивания всё чаще задумываешься: «Да что тут вообще происходит?».
Например, если мы составим последовательную череду событий альбома, то сможем лучше убедиться в том, что сделана сюжетная ветка лишь для увеселения аудитории с помощью смены парадигмальности образов: литагент Марка — стала трансгендером, бывший деспотичный мэр теперь презирает новую власть, Марк убивает эту новую власть в лице Гуру и сам становится мэром; а в конце и вовсе оказывается, что всё это — бредни главного героя. Так Слава гиперболизирует события оригинального альбома, показывает нелепость всего предыдущего сюжета, создавая свой ещё более нелепый и комичный, что для слушателя становится одной из причин альбом дослушать, а потом и переслушать старый, увидев все неточности, ошибки, слабые моменты оригинала.
А что можно сказать про «почтение оригиналу»? Незадолго до создания «Горгорода 2» Слава слушал альбом Оксимирона* и выписывал оттуда почти каждую строчку. В черновик вошли яркие образы, неуместные выражения, музыкальные сэмплы — на них он и построил качественную имитацию. Такой подход способствовал созданию сатирического зеркала альбома: почти всё, что было выписано из старого, использовалось в новом. Тот же самый неймдроппинг, то есть постоянное использование имён, образов, метафор почти в каждой строчке оригинального альбома перекочевало и во вторую часть. Притом если у Оксимирона* с его текстуальными решениями, такими как «Жива-Живанши, Джими-Джими Чу», это иногда было уместно, то Слава решил копировать и преумножить эту «гениальную фишку»:
Развалины за окнами, как Триполи
Безумно, как Талиб Квели, росли полипами
Новые Гитлеры, элита ли или же little Italy?
Смешались люди, кони — что за власть Калигулы?