Музыка

«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»

В 2015 году рэп-исполнитель Оксимирон* выпустил альбом «Горгород», до сих пор находящийся в рейтинге 20 лучших рэп альбомов 2010-х годов по версии журнала The Flow, с чем согласны далеко не все. Но если покопаться, то в нём действительно можно найти много чего интересного. Релиз Мирона отмечают не только как первый концептуальный альбом русского рэпа, но и как одно из лучших произведений с полноценным сюжетом в музыкальной индустрии тех лет. В его завязке лежит история популярного писателя Марка, у которого были и уважение, и слава, и деньги, но, поддавшись влиянию политическо-оппозиционной игры, где его использовали как возможное орудие против тоталитарной системы, он был убит. Довольно типичный весьма антиутопический сюжет со своим героем-Уинстоном и злодеем чем-то схожим с «Большим братом» из оруэловского романа, но людям и такое понравилось, потому что в новинку, потому что не слышали подобного ранее.

*признан иноагентом на территории РФ


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»

Обложка альбома «Горгород». За основу взята картина «Вавилонская башня» Питера Брейгеля Старшего

Но времена меняются и концептуальность уже не считается чем-то уникальным. В 2023 году альбому Оксимирона* исполнилось 8 лет, и многие фанаты ожидали продолжения, ожидали глоток свежего воздуха, но ожидания не оправдались. Тогда же входит в «игру» постмодернист всея русского рэпа Слава КПСС, с которым у Оксимирона* уже давно непростые взаимоотношения. Итак, Слава открыл фонд пожертвований, насобирал достаточно денег и объявил о том, что «Горгороду 2» быть. Под авторством Славы вышел альбом, который оказался весьма тепло принят, и по всем ожиданиям — сатирическим, гротескным, ироническим. Сейчас альбому «Горгород 2» — год. И в честь недавнего дня рождения пластинки мы попытаемся заново посмотреть на подход Славы КПСС и сказать, чем же альбом выделился на фоне оригинального, почему до сих пор остаётся в чарте прослушиваемых и как на восприятие слушателя повлияла сатира.


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»


				«Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»

    Читайте также

  • «Горгород 2» или что стало причиной успеха «неоригинальной сатиры»

  • Нет героев: в русском рэпе кризис

В июле 2023 Горгороду 2 даже удалось обогнать оригинальный альбом в чартах Apple Music

Итак, альбом по большей части сатирический и продолжает сюжет первой части, но в совсем неожиданной манере. Марк, вопреки событиям первой части, не умер, а лишь впал в кому. Начинается альбом как раз с момента, когда герой выходит из комы и понимает, что мир вокруг изменился: бывший мэр города стал оппозиционером, а главный оппозиционер Гуру — мэром. Если по началу альбома ещё можно сказать, что это лишь продолжение аллюзии на современный пугающий мир, то в ходе дальнейшего прослушивания всё чаще задумываешься: «Да что тут вообще происходит?».
Например, если мы составим последовательную череду событий альбома, то сможем лучше убедиться в том, что сделана сюжетная ветка лишь для увеселения аудитории с помощью смены парадигмальности образов: литагент Марка — стала трансгендером, бывший деспотичный мэр теперь презирает новую власть, Марк убивает эту новую власть в лице Гуру и сам становится мэром; а в конце и вовсе оказывается, что всё это — бредни главного героя. Так Слава гиперболизирует события оригинального альбома, показывает нелепость всего предыдущего сюжета, создавая свой ещё более нелепый и комичный, что для слушателя становится одной из причин альбом дослушать, а потом и переслушать старый, увидев все неточности, ошибки, слабые моменты оригинала.

А что можно сказать про «почтение оригиналу»? Незадолго до создания «Горгорода 2» Слава слушал альбом Оксимирона* и выписывал оттуда почти каждую строчку. В черновик вошли яркие образы, неуместные выражения, музыкальные сэмплы — на них он и построил качественную имитацию. Такой подход способствовал созданию сатирического зеркала альбома: почти всё, что было выписано из старого, использовалось в новом. Тот же самый неймдроппинг, то есть постоянное использование имён, образов, метафор почти в каждой строчке оригинального альбома перекочевало и во вторую часть. Притом если у Оксимирона* с его текстуальными решениями, такими как «Жива-Живанши, Джими-Джими Чу», это иногда было уместно, то Слава решил копировать и преумножить эту «гениальную фишку»:

Развалины за окнами, как Триполи

Безумно, как Талиб Квели, росли полипами

Новые Гитлеры, элита ли или же little Italy?

Смешались люди, кони — что за власть Калигулы?

 
Источник

Похожие радио

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»