MIVARI: «Вся музыка, написанная нами — это live-дневник, который отражает наше прошлое и настоящее»
MIVARI — этно-хаус проект вокалистки, автора песен Марии Ивановой и музыканта Романа Квачёва. С момента появления в 2020 году дуэт выпустил уже 3 альбома: «В девках быть», «Субботея» и «Жар-Птица», а 17 мая MIVARI представил новый сингл «Море», сочинённый по мотивам сказки А.С. Пушкина.
MIVARI: «Вся музыка, написанная нами — это live-дневник, который отражает наше прошлое и настоящее»
Кулстори: MIVARI о «Море» и концерте в арт-пространстве «Пушкин рядом»
Кулстори: дуэт MIVARI исполнит «Жар-Птицу» целиком на концерте в Петербурге
Встреча с детством, Жар-птицей и ведьмами в новом альбоме MIVARI. Интервью с участниками проекта
MIVARI: «Мы подумали, а чего сидеть и смаковать одну песню месяцами? И написали без прокрастинации два альбома»
В этом интервью участники дуэта MIVARI Мария Иванова и Роман Квачёв подробно рассказали о своём творческом пути и ближайших планах.
— Набираю в поисковике MIVARI и вижу две несопоставимые картины. Сначала карикатурную тикток-попсу, затем серьёзный этно-электронный проект с ярким авторским стилем — от музыки до визуала. Вскоре понимаю, что это делают одни и те же люди. Как так вышло?
— В далёкие доковидные времена мы образовали кавер-проект, с немалой долей иронии так его и назвали — Popsa. Позже возникло желание не только перерабатывать известные композиции, но и написать несколько авторских песен с тем же посылом и подтекстом, отражающим иронию и сатиру над происходящим в поп-культуре. Эти песни были выпущены под названием MIVARI, производным от имени и фамилии вокалистки, автора текстов Марии Ивановой: «Не парит», «Караоке», «Крышу сносит» и т.д.
Позже «Попса» осталась как музыкальная лаборатория для своих. Ко времени, когда все изрядно подустали от неопределенности и лозунга «оставайтесь дома», в конце лета 2020-го мы выпустили песню «Завтра», которая уже не была издёвкой над попсой. Песня отражала тяжёлое внутреннее состояние. Позже мы её изъяли со всех стриминговых платформ по личным соображениям. В итоге этот трек остался только на просторах ВК.
Но как же мы пришли к серьезному этно-проекту? Март 2020 года, Санкт-Петербург, домашняя студия и много свободного времени. Мы случайно обнаруживаем дома блокфлейту, которую семилетнему Роме подарила его мама в 1995-м году. С этого дня начались эксперименты с применением флейты в электронной музыке. К сожалению или к счастью, первые наброски так и не увидели свет, ибо это совсем экспериментальные зарисовки.
В январе 2021 года мы переехали в Сочи. Через какое-то время, вдоволь наигравшись попсы и каверов, вспомнив одним тёплым вечером свои старые музыкальные наброски из этники, флейты и электроники, Роман отрывает давно забытый черновик без названия, и уже спустя час была готова демо-версия песни MIVARI — Party. Переслушивая это демо пару дней, мы ощущали, что чего-то не хватает, а именно — балалайки. На подмогу пришёл наш друг и сосед — к сожалению, не балалаечник, но, к счастью, отличный гитарист. И мы, опять же с долей иронии, записали партию гитары, сымитировав звук балалайки. Начались поиски подходящего лейбла, чтобы её издать, и лишь спустя 5 месяцев, в январе 2022 года нам удалось это сделать на крупном российском лейбле. А спустя несколько дней мы начали писать альбом, все так же экспериментируя с музыкальными стилями и инструментами в рамках этники и электроники, ибо поняли, что нам эта тематика близка.
— Причём от тикток-попсы впечатления у меня тоже двоякие. Песня «Не парит» будто бы на полном серьёзе написана обывателями для обывателей, а в той же «Крышу сносит» уже слышно ёрничество над ними.
— «Не парит» была написана на кухне под размышления о подростковых страданиях и расставаниях. Скорее это был вызов себе — сможем ли мы написать песню за короткий срок. Кстати, с этой песни у нас появилась рубрика «Песня за час» — текст, и аранжировку мы сочинили ровно за один час. Также она примечательна тем, что попала ещё и в нашу негласную рубрику «Песня одного синтезатора». Рома как раз приобрел тогда Arturia MicroFreak, и все партии в «Не парит» сыграны именно на этом синтезаторе, кроме ударных. «Крышу сносит» — в чистом виде ирония, как и последующие наши песни в этой стилистике.
— Почему не стали придумывать новое название для фолк-проекта?
— Потому что название MIVARI, как мы уже сказали, очень личное, менять его не хотелось. Вся музыка, написанная нами — это live-дневник, отражающий наше прошлое и настоящее. Так пусть в нем будет всё как есть и в соответствии с жизненной хронологией, без прикрас. Латиницей решили писать для облегчения коммуникации с зарубежными слушателями, ведь у нас есть несколько англоязычных авторских песен.
— Кроме того, вы ещё регулярно делаете каверы в необычных аранжировках, которые выкладываете в своих соцсетях?
— Периодически этим промышляем и подвергаем обработке песни других исполнителей. Это в принципе то, чем осталась наша Popsa, та самая музыкальная лаборатория для своих. Зовём в гости друзей, пьём чай, беседуем и музицируем.
— Фолк-история MIVARI тоже началась с кавера — на песню «Субботея»?
— Да, все началось с «Субботеи», которую Мария нашла в сборнике русских народных песен и позже применила к написанной Романом музыке. Не очень хочется называть её кавером, ведь это народное достояние, как и «Рябина», текст которой был использован в первом альбоме. Больше в нашем творчестве нет заимствованных текстов, все последующие были написаны под впечатлением от прочтения сказок, преданий и являются полностью авторскими.