«Мне нравится добавлять музыку к картине как некоторое усиление», — интервью с художницей Или Кая
Когда художник, вдохновляющийся музыкой, встречает музыканта, ищущего вдохновение в живописи, может родиться интересная творческая коллаборация. Одним из примеров такого сотрудничества стал клип проекта Darkside of the Sun — The Side, рецензия на который уже публиковалась на «Субкультуре». В этом ролике можно увидеть картины художницы Или Кая.
Стиль Или Кая легко распознать по головам статуй, написанных в её авторской манере. Одна из центральных тем её творчества — монументальные изображения лиц и тел несуществующих людей в античном стиле. «Опора для головы», «Никогда не существовавшая голова» — названия, подчёркивающие обезличенность персонажей художницы, несмотря на присутствие лиц у многих из них.
-
«Мне нравится добавлять музыку к картине как некоторое усиление», — интервью с художницей Или Кая
Читайте также
«Мне очень нравится искусство кисти Или Кая, чьи работы были задействованы в клипе для более полного раскрытия внутреннего мира героини и её истории», — говорит фронтмен Darkside of the Sun Никита Колесник, который предложил Или Кая поучаствовать в осуществлении его задумки.
Художница, явно неравнодушная к музыке, приняла это предложение. Публикуя картины на своей странице ВК, она часто прикрепляет аудио из личного плейлиста, соответствующее настроению работ.
В этом интервью Или Кая рассказывает о сотрудничестве с Darkside of the Sun, роли музыки в её творчестве и о своём творческом пути в целом.
— Как давно вы пишите картины? Расскажите немного о вашем творческом пути?
— Пишу маслом лет двенадцать, авторские работы — лет семь, но рисую я столько, сколько себя помню. Ребёнком ходила в художественную школу, после закончила художественное училище по направлению художник-живописец, где обучилась ремеслу, работе с разными материалами, техникам, получила знания по теме. Далее начала самостоятельно заниматься художественной деятельностью.
— Как называются работы из клипа Darkside of the Sun — The Side. Сколько их, в каких эпизодах они видны?
— В эпизоде Degrace на столе две работы из серии LIKI — «9» и «5», чуть далее — Lucerna. В эпизоде Escape у окна, позади в холстах маленькая «Изоляция», в Agony на стене «Опора для головы». Значит, пять работ.
— Кто отбирал картины для клипа, по какому принципу?
— Никита описал концепцию, настроение. Исходя из этой информации, я предложила несколько вариантов, и далее Никита уже из них выбрал.
— Близка ли вам музыка Darkside of the Sun? Как познакомились с этим проектом?
— Близка, так как большую часть жизнь я слушала синонимичную музыку, несмотря на то, что последнее время в наушниках играет что-то полайтовее, например, какой-нибудь дрим-поп, дарк джаз, трип-хоп. Тем не менее у Dark Side of the Sun родное для меня звучание. Познакомилась с этим проектом через Никиту, в свою очередь с которым была знакома через знакомых. Такая вот цепь знакомств.
— Позволили бы вы использовать свои картины в музыкальных произведениях совсем чуждых вам артистов и направлений?
— Совсем чуждых — исключено. Но мы и вряд ли пересечёмся.
— В вашем паблике ВК к постам с картинами нередко прикреплено аудио. Часто это джазовые, эмбиентные и глитчевые композиции. Эту музыку вы слушаете во время работы или подбираете к моменту подготовки публикации?
— Музыку я отбираю из своих плейлистов. Какие-то композиции слушаемы во время работы над картинами, какие-то в иное время. Всё интуитивно. Но чувствую, что в любом случае косвенно музыка влияет на моё состояние, которое потом находит своё отражение в живописи: в экспрессивности или наоборот — выверенности мазка, выборе цвета, пластики, формы изображаемого. Это всё царство стихий. И мне нравится добавлять музыку к картине как некоторое усиление, для создания определённого настроя в восприятии зрителя. Главное — минимум слов или же их органичное сочетание с изображённым.
— Как назвать стиль, в котором вы работаете?
— Авторский. Мой (смеётся). Не хочу пробовать обозначать иначе, ибо это может стать ярлыком, а ярлык словно якорь удерживает на месте, ограничивает в своих рамках. Я же экспериментирую, трансформирую свою технику.
— Был период, когда вас вдохновляли головы античных статуй. Одну из таких голов можно увидеть в клипе. Почему именно эта часть тела?
— Мне интересен человек. Но в широком смысле, а не конкретные личности. Античные статуи (или по типу античных), несут в себе человеческий образ, но всё же это собирательные черты. Они хороши своей деперсонифицированностью. А голова — интересный объект. Всё равно же есть биологически и культурно обоснованный интерес к лицам, мордочкам животных — по ним мы воспринимаем эмоции, намерения, в целом характер. А мне как художнику интересны ещё и сложные объёмы, наклон головы, пространственные нюансы отображающее «состояние». В изображениях голов скульптур я видела возможность выражать то человеческое и даже надчеловеческое, что мне необходимо было выразить.
— Затем вы перешли к абстрактным пейзажам, или как это правильнее охарактеризовать?
— Можно и так назвать. При этом я вовсе не воспринимаю их как пейзажи, хоть они таковыми и являются. Для меня это как повод, как способ выявить, «озвучить» некоторые феномены, явления, которые я наблюдаю. Это занимало мой ум. У меня была внутренняя необходимость это рисовать, отчасти и чтобы это осмыслить.
— «Не то пламени языки, не то деревья ветвистые. Не то всполохи, не то вихри. Текучие метаморфозы на фоне то ли гор, то ли бушующих волн», — такую подпись можно увидеть в вашем посте с картиной «Очевидец». Это значит, когда вы пишите, вы можете вообще не понимать, что у вас получится в результате?
— Действительно, часто я не могу предугадать, какой конкретно результат будет. В процессе много бессознательного, внезапного, да и поведение краски, ибо в начале работы намеренно делаю его вольным, что может увести интуицию по непредугаданному пути. Но при этом основную идею произведения всё же я проношу от начала и до конца. А по ходу работы она может обрастать новыми трактовками. Касаемо конкретно этой подписи, она отражает основную запланированную идею о подобиях.
— «Опора для головы», «Никогда не существовавшая голова», — можно ли считать эти названия ваших картин ироничными?
— Рада, что этот момент подмечен! Можно!
— Уже думали над тем, какое новое направление можно затронуть в своих картинах?
— Сложно о таком именно думать. Впрочем, если согласиться с утверждением, что живопись есть отдельная форма мышления, то многое для будущих картин у меня намечается именно в процессе работы над холстом, мысли о котором, в свою очередь, зародились ещё во время создания одной из предыдущих картин. В общем, мысли о будущих работах всегда имеются. Wait-i-i-i-ng.
— Увидим ли мы в ближайшее время ещё какие-либо коллаборации Или Кая с музыкантами?
— Я открыта к предложениям.
— Обложку какого уже существующего музыкального альбома вы хотели бы оформить и почему?
Cocteau Twins — Victorialand. Совершенно волшебная музыка, которой, как мне видится, созвучны образы моих картин «абстрактно-пейзажного периода».
— Где в ближайшее время можно посмотреть ваши картины вживую?
— Сейчас две мои работы «скульптурного периода» представлены на выставке «Апокалипсис» в культурном квартале «Брусницын». Приходите!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!