Обзор: «Они навсегда изменили музыку ценой своего рассудка»
2024, «Спасибо, послушаю».
Согласно свежему шведскому исследованию, 73% музыкантов в той или иной степени страдают от психических отклонений, причем чем младше выборка, тем выше этот процент. С другой стороны, могут ли в абсолютно здоровом, ясном и рафинированном сознании родиться уникальные тексты, мелодии и аранжировки?
Спойлер: могут. Психические расстройства если и помогают в музыкальной карьере, то ненадолго, а вообще это билет в один конец. К такому выводу приходит автор канала «Спасибо, послушаю» в финале выпуска про известных музыкальных безумцев. Ведущий специально не стал рассказывать о примерах депрессии у музыкантов, иначе бы программа затянулась на несколько недель, и выбрал три действительно тяжёлых случая. В принципе, все они хорошо известны, но освежить в памяти судьбу Брайна Уилсона, Шинейд О’Коннор и Сида Баррета как минимум небесполезно.
Баррет был основателем Pink Floyd и основным автором всего раннего психоделического репертуара. В погоне за расширением сознания он подсел на запрещённые вещества и последовательно и неумолимо разрушил свой разум. Не на всех музыкантов кислота подействовала именно так, но Сид быстро потерял дееспособность и даже не осознавал, что его уволили из группы. До конца жизни упоминание Pink Floyd вызывало у него нервные срывы, хотя Роджер Уотерс лично следил за тем, чтобы Баррету шли полагающиеся авторские отчисления.
История Брайана Уилсона из Beach Boys – с относительно счастливым концом, по крайней мере он уже дожил до 82 лет. Но когда лидер успешной группы 60-х начал слышать в голове голоса, предлагающие ему сделать с собой чёрт знает что, было не до смеха. Уилсону пришлось отказаться от гастролей и превратиться в теневого автора Beach Boys; в тот момент он едва не доканал себя, ибо вместо терапии предпочитал закидываться наркотиками. В этом состоянии Брайан выпустил гениальный сольный альбом «Pet Sounds», но все его остальные музыкальные достижения случились уже после относительного выздоровления. Правильно подобранная терапия и отказ от веществ продлили его жизнь и карьеру.
Самая трагическая героиня выпуска – конечно, Шинейд О’Коннор. Её карьера прошла на наших глазах и для многих зрителей была чередой чудачеств. Вся её жизнь – борьба с последствиями ПТСР, полученном ещё в детстве: над ней издевалась жестокая мать, а худшим периодом О’Коннор называла заточение в «Приюте Магдалины» — воспитательно-исправительном учреждении монастырского типа. Фактически Шинейд так и не оправилась от этих потрясений, да к тому же психиатры поставили ей неправильный диагноз и усугубили ситуацию лекарствами. Так что тем, кто все эти годы смеялся над выходками Шинейд, после просмотра этого выпуска станет стыдно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»