«Я всегда сяду играть за фортепиано, где бы оно ни находилось», — Глеб Черухин о своём творчестве и сингле Nostalgia
Молодой композитор-неоклассик Глеб Черухин выпустил сингл Nostalgia, в котором транслирует авторское и отнюдь не шаблонное видение чувств, испытываемых человеком во время приятных воспоминаний. Вихри этих воспоминаний охватывают слушателя моментально. Поэтому уютно устраиваться в кресле нужно ещё во время разглядывания деталей на обложке сингла, компенсирующей отсутствие долгой прелюдии в музыке.
Красивая минималистичная композиция, создаваемая фортепиано и струнными, проносится за две с половиной минуты, словно хроника самых ценных кадров из жизни. По словам Глеба, он целенаправленно хотел показать лёгкость и трепетность чувств так, чтобы вдруг не утопить слушателя в тоске по минувшему времени. Автор признаётся, что за фортепиано он может сесть где и когда угодно — в любом общественном месте, если там окажется этот инструмент. Учитывая динамику и хронометраж Nostalgia, можно даже представить, как эта музыка рождается во время внезапного творческого порыва, заставившего композитора отвлечься от текущей суеты и вдруг предаться путешествию по волнам памяти.
В этом интервью мы поговорили с Глебом Черухиным о его новом сингле и неоклассической музыке в целом.
-
«Я всегда сяду играть за фортепиано, где бы оно ни находилось», — Глеб Черухин о своём творчестве и сингле Nostalgia
-
Мультимедийные концерты Nella Musica Orchestra
-
«Изоляция от негативных эмоций и инфополя» — Глеб Черухин представляет дебютный альбом Isolation
Читайте также
— Обычно в ностальгию погружаются, хотят провести побольше времени с этим чувством, а твоя композиция проносится мгновенно. Может быть это о том, что называют флешбэком, о короткой вспышке в памяти? Разъясни немного свою задумку.
— Мне показалось, что за две с половиной минуты можно погрузить слушателя в трепетное чувство ностальгии, но не утопить в тоске об ушедших днях. Всё-таки цель была именно создать трогательную историю с определённым спектром разных чувств, но не перебарщивать.
— При прослушивании Nostalgia возникает ощущение, будто композиция рождена не в творческих раздумьях, а в едином порыве. Так ли это на самом деле?
— Да. Лейтмотив фортепиано был написан достаточно быстро. Раздумья начались со струнной аранжировкой. Стояла задача именно с помощью струнных до конца раскрыть тему ностальгии. Надеюсь, у нас это получилось.
— Можно ли сказать, что неоклассика в целом — ностальгическая музыка, ведь она отсылает к далёким эпохам великих композиторов?
— У неоклассической музыки огромный спектр поджанров. Я не могу сказать, что она вся спокойная, ностальгическая или как-то ещё описать её одним словом. Каждая композиция уникальна и нацелена вызвать свои эмоции. Именно разная палитра звуков, инструментов и приёмов делает неоклассику и инструментальную музыку в целом языком мира.
— На обложке Nostalgia фото из твоего семейного архива? Плюшевый Чебурашка — игрушка из твоего детства?
— На обложке отражены разные отсылки к разным периодам моего прошлого. Часы с временем моего рождения, фотографии и игрушки отразили давние времена. Многие игрушки сохранились и по сей день. Фигурка коровы, что очень забавно, символизирует мою учёбу и студенческую жизнь в аграрной академии. Все эти вещи коррелируют с чувством ностальгии.
— В предыдущем интервью «Субкультуре» ты говорил, что твой теперь уже предыдущий релиз «Изоляция» посвящён изоляции от негативных инфополя и чувств. Новый же сингл о ностальгии — явлении, связанном с позитивными чувствами и информацией. Так просто совпало, или между ними есть связь?
— Безусловно связь между ними прослеживается. Это отражают похожие стилистика, звучание, гармония и подбор инструментов. Запрос на изоляцию от негатива сохраняется и по сей день. Сегодня и о чувстве ностальгии многие с трепетом говорят.
— У тебя нет академического образования, но ты вдруг выбрал не рок или поп, где хватает самоучек, а неоклассику. Как так произошло, как ты вообще познакомился с жанром, о существовании которого массовый слушатель даже не догадывается?
— Неоклассика по сути инструментальная музыка новейшего времени, будь то в исполнении одного музыканта, ансамбля или оркестра, которая окружает нас везде. Она может прозвучать в рекламе, очень часто — в фильмах. Причём многие неоклассические саундтреки к фильмам по популярности сравнимы с другими хитами. Сам термин многие могут не знать или не понимать, это нормально.
Меня всегда цепляла музыка, которая может многое рассказать без слов. В школе я играл простые саундтреки из «Хатико» или «Титаника» на фортепиано. Простота, но чувственность таких мелодий меня поражала уже тогда. Позднее я начал подбирать что-то своё, пытаясь выразить эмоции через гармонии пианино. Я не задумывался на тот момент, к какому жанру себя причислить, можно ли себя назвать композитором. Просто делал то, что было нужно мне в тот момент. Затем музыка модернизировалась, усложнилась. Постепенно я осваивал базу нотной грамотности. Так появилась «Изоляция» и у меня закрепилось твёрдое ощущение своего дела.
— Как твоё творчество принимает сообщество неоклассических музыкантов?
— Интересный вопрос, на который бы я сам хотел бы получить ответ.
— Что посоветуешь человеку со стороны для первого знакомства с неоклассикой: конкретных композиторов, альбомы, мероприятия?
Для первого знакомства с неоклассикой человеку со стороны я бы посоветовал послушать «Изоляцию» (прим. — смеётся)… Но если без шуток, посоветую ту музыку, которую слушаю сам, а слушаю я очень разную неоклассику. Абель Корженевски и его пронзительные саундтреки к фильмам «Ромео и Джульетта», оркестр струнных в его композициях эталонно отражает трагедию и драму. У Людовико Эйнауди много разных интересных композиций — из неочевидных, но красивых: Four Dimensions, Night, Monday. Вообще я могу продолжать этот список бесконечно, но отмечу ещё ряд значимых для меня композиторов: Эннио Морриконе, Эдуард Артемьев, Эцио Боссо, Фабрицио Патерлини, Ян Тирсен, Олафур Арнальдс и многие другие.
— На каких мероприятиях можно увидеть твои выступления?
— Не то чтобы меня часто зовут на какие-либо мероприятия. Я стараюсь организовывать концерты со своим коллективом самостоятельно. Кстати, не так давно проходил мой камерный концерт в Музыкальном салоне Бетти Глан, в главной арке Парка Горького. Все анонсы своих мероприятий я выкладываю в социальных сетях.
— В 2019-м году ты по собственному желанию стал регулярным участником акции, в рамках которой в московском метро поставили пианино, после чего тебе даже стали поступать предложения от организаторов концертов. Сейчас ты тоже можешь сесть за свободное пианино и сыграть для души в каком-нибудь общественном месте?
— Это был, действительно, потрясающий опыт. Я до сих пор могу называть себя «музыкальным кочевником». Я всегда сяду играть за фортепиано, где бы оно ни находилось, надеюсь, не во вред посетителям. Уж слишком я предан этому инструменту.
— Расскажи о грядущих творческих планах.
— Для меня развитие является неотъемлемой частью искусства. Сегодня я стараюсь сменить свой вектор в сторону оркестровой музыки. Развиваться в этом поджанре крайне интересно, ведь дюжина инструментов гораздо ярче трёх. Второй альбом будет об абсолютно разных эмоциях одного сюжета.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!